20:14, 6 марта 2022
Международный день детского телевидения и радиовещания – один из самых светлых праздников. Он отмечается в первое воскресенье марта, из-за чего дата праздника уникальна для каждого года. В 2022 году это — 6 марта.
После введения доброго праздника ЮНИСЭФ в 1991 году ежегодно в начале весны все ведущие теле- и радиокомпании мира предоставляют эфир детям. Детский контент идёт по ТВ и звучит из радиоприёмников весь день, чтобы обрадовать мальчишек и девчонок.
Однако главной целью Международного дня детского телевидения и радиовещания является привлечение внимания СМИ по всему миру к вопросам, связанным с детьми. А свой профессиональный праздник в этот день отмечают все работники, создающие детские телевизионные программы и радиопередачи.
Контент, создаваемый журналистами для детей, имеет ряд тонкостей. Наш факультет готовит будущих специалистов, которым знание особенностей в создании специализированного медиапродукта точно не помешает. А кто может рассказать о них лучше, чем преподаватель журфака и профессиональный журналист в одном лице?
Мы задали несколько вопросов Алексею Фаюстову, заведующему базовой кафедрой «Телевидение и новые медиа» факультета журналистики УрФУ, для того чтобы лучше понять особенности детского контента на ТВ и радио.
— Стоит ли родителям серьёзно относиться к тому, какой контент смотрит их ребёнок на специализированных каналах, или же можно полностью доверять детскому телевидению?
— Конечно, любой родитель должен внимательно следить за тем, какой контент смотрит его ребёнок. И не только на специализированных каналах. Если мы говорим про детское телевидение, то, с одной стороны, можно доверять редакторскому «чутью» и тем решениям, которые принимаются при выборе мультфильмов, ток-шоу, развлекательных программ. Как правило, такие редакции основывают свой выбор на, во-первых, тех предпочтениях, которые есть у маленького зрителя. Во-вторых, решение также опирается на психологические, педагогические и прочие особенности, которыми руководствуются при создании этого контента. Хотя иногда «всплывают» истории, когда родители жалуются на то, что какой-то мультфильм показался им слишком мрачным или жестоким. Но в целом, когда ребёнок включает детский канал, мы должны быть спокойны, что с точки зрения восприятия ничего не повлияет на его психику в негативном ключе.
— Какой контент должен быть в приоритете на детском ТВ: развлекательный или образовательный?
— Считаю, что ребёнку в равной степени нужны оба вида. Но к чисто
образовательному контенту я бы ещё добавил просветительский, потому что это немного разные вещи. По своему детству, когда было всего несколько кнопок на пульте, я хорошо помню, что был в основном образовательный контент и немного развлекательного. Если ты в определённый день прогуливал урок по болезни, то ты знал, что по ТВ тебе покажут что-то полезное. Причём именно в дидактическом ключе, когда перед камерой стоит лектор и что-то рассказывает. От этого быстро устаёшь. А когда происходит выход за рамки монологического жанра, и мы начинаем смотреть контент, к примеру, формата «National Geographic», где информация подаётся с большей долей творчества, наше внимание выше, что повышает вероятность последующего усвоения материала.
— Как специализированный контент влияет на формирование мировоззрения ребёнка?
— Всё, что читает или смотрит ребёнок, безусловно, влияет на его мировоззрение, будь то простой мультфильм или серьёзный художественный фильм, ориентированный на детей.
Я не психолог, конечно, но вижу одну интересную закономерность: и в детстве, и потом, когда я, уже будучи папой, читал сказки своим детям, у меня всегда возникал интересный «разрыв», связанный с тем, что все сказки очень жестоки и страшны. Я помню, как меня в детстве накрывали какие-то образы и страхи. И очень часто в детских сказках есть сюжеты с насилием, поеданием кого-либо и так далее. И часто такого рода контент перекочёвывает на телевидение. Я считаю, что он может травмировать детскую психику. В пример можно взять «Ну, погоди!» и «Том и Джерри». Эти произведения связаны тем, что, с одной стороны, нам всегда жалко слабого, беззащитного зайца или мышонка. Точнее, должно быть жалко по определению. Но всегда страдает монстр (Волк или Том). И я думаю, что те вещи, которые вытворяют жертвы со своими обидчиками, являются излишне жестокими.
Понятно, что всё происходящее в этих мультфильмах гипертрофированно. Но мне кажется, что анимационные фильмы должны быть спокойнее. Не зря существует вопрос: «Почему дети так жестоки?» Мне кажется, что это формируется благодаря такому контенту, хотя профессиональный психолог, вероятно, сказал бы: «Это делается намеренно, чтобы выбить жестокость из ребёнка, чтобы он пережил эти эмоции в детстве и становился добрее и ласковее». Но я бы здесь поставил многоточие.
— Как, по Вашему мнению, стоит развивать детское радио и телевидение в нашей стране?
— Я бы не стал замахиваться. Об этом должны говорить профессионалы, которые сейчас «у станка», которые занимаются аналитикой, изучают целевые аудитории, их потребности. Но мне кажется, что сегодня не только детям, но и молодёжи в целом не хватает вовлечённости. Они же очень податливые на интерактив. Поэтому, когда я попадаю на канал «Карусель», я действительно вижу ток-шоу, когда в студии несколько человек, которые взаимодействуют со зрителем. У этого, мне кажется, есть хорошие перспективы.
Невозможно не отметить и второй тренд, который существует сегодня. Это «клиповое сознание», это «тик-токовое сознание». Конечно, ТВ в этом смысле более неповоротливое, более эпичное, если можно так выразиться.
Но, с другой стороны, есть интересный парадокс. Он связан с тем, что сегодня, когда спрашиваешь молодых людей: «Что вы смотрите?», журналисты отвечают: «Мы смотрим Дудя». Я задаю другой вопрос: «Вы высиживаете, вам хватает терпения, чтобы смотреть 2 часа непрерывно?!» И это при том, что молодые люди как один отвечают, что любят смотреть короткие ролики. Значит, многое зависит от содержания контента, а не только от его формы.
Никита ГВОЗДЕВ