Фундаментальная научная проблема исследования заключается в выявлении механизмов трансформации
коммуникативно-культурной памяти и способов ее трансляции молодому («цифровому») поколению россиян в эпоху
цифровизации, предполагающей переход с аналоговой формы передачи и восприятия информации в СМИ и
социальных медиа на цифровую.
В настоящее время явно выражена общественная потребность в трансляции коммуникативно-культурной памяти,
которой оперирует старшее («аналоговое») поколение, в цифровую среду. Эта трансляция обусловливает возможность восприятия единиц коммуникативно-культурной памяти «цифровым» поколением в процессе своей социализации и осознания культурной идентичности.
Коммуникативно-культурная память поколений может быть формализованно представлена как набор наиболее важных культурных знаков, которые способствуют идентификации со своим культурно-историческим сообществом, со своей страной, а также формированию ее персональной значимости для идентичности индивида. В то же время особенности формирования коммуникативно-культурной памяти «аналоговым» и «цифровым» поколениями в разных аспектах не совпадают, что приводит к коммуникативным неудачам и социальным деформациям.
Методология исследования предполагает изучение механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти,
характерных для двух поколений; сопоставление этих способов, основанное на данных социологического и
дискурсивного анализа; выработку и апробацию способов трансляции коммуникативно-культурной памяти от
«аналогового» поколения к «цифровому».
Разработка данной фундаментальной проблемы имеет междисциплинарный характер и предполагает:
Гипотеза исследования: предполагается, что на основе изучения способов трансформации коммуникативно-культурной памяти, характерных для «аналогового» и «цифрового» поколений, можно создать и апробировать модель эффективной трансляции коммуникативно-культурной памяти «цифровому» поколению с использованием актуальных для молодежи коммуникационных практик и созданием на их основе цифрового контента СМИ и социальных медиа.
Если разработку цифрового контента сопроводить необходимыми обучающими рекомендациями, они могут быть активно использованы в практике современных социальных медиакоммуникаций.
В ходе работы над проектом будут достигнуты следующие результаты:
Разработанная общая методология и частные методики исследования механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти и способов ее трансляции от «аналогового» к «цифровому» поколению россиян в эпоху цифровизации.
Сформированные фокус-группы «аналогового» и «цифрового» поколений и на основании работы с ними выявленные маркеры коммуникативно-культурной памяти поколений.
Сформированный и морфологически обработанный массив текстов СМИ и социальных медиа для компьютерной лингвистической обработки и дискурсивного анализа. Выявленные на основании сопоставительного лексико-статистического и дискурсивного анализа маркеры коммуникативно-культурной памяти поколений.
Выявленные языковые, тематические, жанровые, сюжетные и форматообразующие структуры, обеспечивающие трансляцию коммуникативно-культурной памяти от старшего «аналогового» поколения молодому «цифровому» поколению, а также адаптацию «аналогового» поколения к цифровой медиакоммуникации.
Выявленные возможности конвергентной технологической среды, обеспечивающие трансляцию коммуникативно-культурной памяти от старшего «аналогового» поколения молодому «цифровому» поколению.
Выявленные особенности восприятия «цифровым» поколением мультимедийных текстов СМИ различной тематики (гражданской, познавательной, развлекательной), разных жанров и форматов, а также нарративных месседжей в мультимедийных текстах СМИ.
Разработанная модель социальной медиакоммуникации и принципы межпоколенческой трансляции коммуникативно-культурной памяти.
Апробация модели и принципов межпоколенческой трансляции коммуникативно-культурной памяти группы «цифрового» поколения в российском мегаполисе, а также представителей страны ближнего зарубежья.
Результаты анализа восприятия «цифровым» поколением в российских мегаполисах и мегаполисе страны ближнего зарубежья сконструированных нарративных месседжей, отражающих коммуникативно-культурную память в мультимедийных текстах
Результаты обобщения закономерностей поведенческих тактик «цифрового» поколения при восприятии тематических цифровых медиатекстов разных форматов и жанров и нарративных месседжей.
Обучающие рекомендации по созданию и трансформации цифрового контента СМИ и социальных медиа в соответствии с актуальными коммуникативными практиками «цифрового» поколения.
Обучающие рекомендации по созданию цифровых медиатекстов СМИ, обеспечивающих трансляцию нарративных месседжей коммуникативно-культурной памяти.
По итогам исследования будет подготовлена коллективная монография, а также подготовлена к защите диссертация на соискание ученой степени доктора наук.
Результатом работы будет участие руководителя и исполнителей проекта в научных конференциях и серия научных публикаций (не менее 46), освещающих ход работы над проектом, в том числе публикация 16 статей по теме проекта в рецензируемых журналах, входящих в список ВАК, 20 публикаций РИНЦ, подготовка 10 статей для журналов, индексируемых Scopus и WoS.
Гипотеза исследования
Предполагается, что на основе изучения способов трансформации коммуникативно-культурной памяти, характерных для «аналогового» и «цифрового» поколений, можно создать и апробировать модель эффективной трансляции коммуникативно-культурной памяти «цифровому» поколению с использованием актуальных для молодежи коммуникационных практик и созданием на их основе цифрового контента СМИ и социальных медиа. Если разработку цифрового контента сопроводить необходимыми обучающими рекомендациями, они могут быть активно использованы в практике современных социальных медиакоммуникаций
Задачи
Разработка фундаментальной научной проблемы проекта предполагает решение масштабного комплекса теоретико-практических задач:
Научная новизна проекта
Определяется, в первую очередь тем, что впервые будет представлена системная методология и частные методики исследования механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти и способов ее трансляции от «аналогового» к «цифровому» поколению россиян в эпоху цифровизации.
Принципиально новыми также являются:
Предлагаемые методы и подходы
Социально-коммуникационный подход позволяет выявлять и познавать различные пласты бытования культуры и ее конкретных явлений как социально-коммуникационных систем. В частности, в разработанной А. В. Соколовым социально-коммуникационной модели культуры, центральное место занимает категория «смысл» (знания, умения, эмоции, стимулы) и коммуникационные циклы движения смыслов в социальном времени и пространстве.
Социально-коммуникационный подход применим к решению таких проблем предлагаемого научного исследования как «взаимодействие личности, коллектива, общества в процессах создания, распространения, восприятия, культурных ценностей; взаимовлияние социокультурной среды и личности; воздействия личности и конкретных культурных текстов на личность, социальную группу, массовые или исторические общности» (Манкевич, Социально-коммуникационный подход в системе культурологического знания, 2001).
Структурно-семиотический подход разработан как зарубежными, так и отечественными учеными (Ж. Бодрийяр, К. Леви-Стросс, Ю. М. Лотман, Е.М. Метелицкий, Ч. Пирс, В.Я. Пропп, Ф. Сюссор, Н.Фуко, Р.О. Якобсон и др.). Социальная коммуникация, с точки зрения семиотики, предстает как взаимодействие, основанное на знаках и знаковых системах. В настоящем проекте данный подход востребован при конструировании модели социальной медиакоммуникации и разработке обучающих рекомендаций по конструированию нарративных месседжей в цифровом контенте СМИ и социальных медиа.
Когнитивный подход в рамках социальной психологии предусматривает опору на принцип сознательности личности, разработан Д. Келли (теория личностных конструктов), Т. Ньюкомом (теория коммуникативных актов), Ж. Пиаже (закономерности развития мышления) и др.
Применение данных теорий в исследовании позволит понять, как в процессе коммуникации с «аналоговым поколением» медиатекст поэтапно осмысливается и интерпретируется «цифровым» поколением сквозь призму индивидуальных личностных конструктов, позволяет строить свой образ реальности.
Когнитивный подход к лингвистике (Н. Н. Болдырев, Дж. Лакофф, Л.Талми, У.Чейф и др.) дает возможность исследовать содержание концептов от семантической основы до структурированной концептосферы. В рамках предпринимаемого исследовательского проекта этот подход помогает определить как набор иерархически упорядоченных образоформирующих систем трансформируется в «означаемое» и «означающее» для «цифрового» поколения.
В рамках европейской традиции когнитивный подход в социологии разработан применительно к коллективным социальным представлениям (Н. Луман, Ж. Подьоло, И. Леви-Стросс и др.). Согласно когнитивной системной теории коммуникации Н. Лумана реальность вырабатывается внутри системы медиа через придание/производство смысла, а «всякое познание (а, следовательно, всякая реальность) является конструкцией» (Луман, Реальность массмедиа, 2005). Ж. Подольо резюмирует, что природа социального действия когнитивна, а социальный деятель вырабатывает свои представления при помощи символов и значений (Подольо, Социальный порядок: принципы социологического анализа, 1990). Использование теорий востребовано в процессе конструирования смыслов «означающего» и интерпретации «означаемого» в восприятии «цифрового поколения».
Когнитивная методология активно используемся российскими учеными в медиаисследованиях (Олешко, Изучение потребностей аудитории как способ повышения конкурентоспособности печатных сми в условиях цифровой революции, 2018; Макаренко, Ковальчук, Когнитивный подход в моделировании результативности информационных потоков СМИ, 2018; Суходолов, Разработка аспектов теории медиасферы c применением математического моделирования, когнитивной методологии и системного анализа, 2018). Модель воздействия СМИ на массовую аудиторию А. П. Суходолова и В.А. Маренко, основанная на когнитивной подходе, значима для управления трансляцией активов коммуникационно-культурной памяти «цифровому поколению».
Социокультурологические методы. Одна из важнейших задач работы – выявление маркеров коммуникативно-культурной памяти на основе работы с фокус-группами «аналогового» и «цифрового» поколений. Для этого будут использованы эмпирические методы качественного и количественного исследования. В частности, предполагается использовать Q-методологию, преимущества и технология реализации которой для изучения восприятия социальных и культурных феноменов описана в работах H. D. Charles, M.Carolyn (Charles&Carolyn, Methodology in Audience Research: Bridging the Qualitative/ Quantitative ‘Divide’?, 2011), И. В. Романова (Романов, История развития Q-методологии в контексте изучения субъективного восприятия, 2014). Этот метод, как и опросы, будет использован для картирования социально-культурных феноменов в восприятии “цифрового” поколения.
Кроме того, методы работы фокус-групп, анкетирования, интервьюирования, построения ассоциативных рядов позволяют выявить представления «аналогового» поколения о медиакоммуникации «цифрового» поколения и, наоборот, представления «цифрового» поколения о коммуникативно-культурной памяти поколения «аналогового».
Лингвистические методы. Проект предполагает применение количественных методов веб-метрического анализа больших данных при исследовании актуальных проблем и контентных запросов «цифрового» поколения. Методы современной корпусной лингвистики, связанной с компьютерной обработкой и разметкой больших текстовых массивов, также востребованы для выявления маркеров коммуникативно-культурной памяти на основе изучения большого массива данных социальных медиа и текстов СМИ. Сопоставительный лексико-статистический анализ большого массива текстов, созданных представителями разных поколений, позволяет выявить языковые предпочтения каждого из них и провести дальнейшую интерпретацию особенностей медиакоммуникации, характерных для «аналогового» и «цифрового» поколений. Уточнить и дополнить результаты лексико-статистического анализа большого массива данных позволяют методики выборочного дискурсивного анализа текстов СМИ и социальных медиа.
Кроме того, предлагаемое научное исследование опирается на конкретные теории и концепции:
Эмпирическая база исследования включает тексты СМИ и социальных медиа, респондентами выступают представители “аналогового” и “цифрового” поколения российского мегаполиса (в частности, Екатеринбурга), “цифрового” поколения латвийского мегаполиса (г. Рига).
Создано / Изменено: 13 августа 2019 / 15 августа 2019